В следующий за Троицей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ради величия Святого Духа, «яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы»[1] в противодействие ереси, отвергавшей Божество Святого Духа и Его единосущность с Богом Отцом и Богом Сыном. Как гласит первый канон Второго Вселенского Собора, «да не отменяется Символ веры трехсот восемьнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь Евномиан … Полуариан или духоборцев»[2].
День Святого Духа по своему положению в кругу литургического года относится к дополнительным памятным датам, «сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории.»[3] Как память святых Иоакима и Анны относится к праздновавшемуся днем ранее Рождеству Пресвятой Богородицы, так Духов день связан с предшествующим ему праздником Святой Троицы. Богослужебные песнопения этого дня почти полностью заимствованы из службы праздника Пятидесятницы. Исключением является канон Святому Духу и седален по 3-й песни канона (в некоторых изданиях Триоди седален также входит входит в последование Пятидесятницы).
Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ,молодежный работник храма)
[1]Синаксарь. М., 2011.
[2] Правила Святого Вселенского Второго Собора, Константинопольского // Книга Правил. М., 2016
[3]Дебольский Г. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1901
Опубликовано в Вестнике № 29.июнь 2017 года.