Журнал «Бронная слобода» № 41-42. июль — август 2018


Продолжить чтение

Записки путешественника. Серебряный век усадьбы (А. Блок в Шахматово)

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви…

                                  Вл. Соловьев.

Две эпохи, два поэта, два века русской культуры — Золотой и Серебряный… и одно имя — Александр. Пушкин и Блок как путеводные звезды на небосклоне поэзии. Своим творчеством они надолго определили развитие отечественной словесности. А ведь для того, чтобы родились они как поэты и могли нести «творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта — нелегкая и невеселая…, <а> трагическая», необходимо было какое-то мощное вдохновляющее начало. Таким началом для Блока (а речь пойдет именно о нем) оказалось живописное имение Шахматово, принадлежавшее Андрею Николаевичу Бекетову — профессору Петербургского университета, деду поэта. Это был «угол рая неподалеку от Москвы», место, в котором произошло «второе рождение» Александра. Здесь он был крещен Русью и Красотой. Здесь родился Поэт. Продолжить чтение

Царственная инокиня: прп. София Суздальская

14 августа – день памяти святой

В 1506 году тогдашний правитель Руси, Великий князь Московский Василий III, женился на юной боярыне Соломонии Сабуровой. Два десятилетия продлилось супружество, но детей у них, увы, так и не появилось. Ситуация эта не могла оставаться только их личным переживанием — здесь был вопрос о престолонаследии. Не далеко ушли в прошлое времена, когда власть с великокняжеским титулом могла передаваться не сыну, а младшему брату почившего. За столетие до описываемых событий споры об этом ввергли Московскую землю в жестокую войну, продолжавшуюся 25 лет. Нежелание отдавать престол братьям привело к тому, что царь даже запрещал вступать в браки своим родственникам — так он страшился упустить престол из своих рук.

Одна история — две версии

Далее, в середине 1520-х годов, произошла неясная история. Существует версия, что имел место невиданный скандал: ради нового брака и рождения наследника Василий развелся с женой и насильно заставил ее принять монашеский постриг. Австрийский дипломат барон Сигизмунд Герберштейн, бывший тогда в России, передал в своих «Запиках о московитских делах» мрачный рассказ. По его словам, князь заточил жену в «некий монастырь в Суздальской земле». Поданный митрополитом монашеский куколь она бросила на землю и растоптала, не желая принимать постриг, после чего «Иван Шигола, один из первых советников… ударил ее бичом». Более того, после насильственного пострига выяснилось, что «Саломея беременна и даже скоро разрешится». Когда же ребенок родился, она заявляла, что он «отомстит за обиду матери». Продолжить чтение

Изограф Святой Троицы: прп. Андрей Рублёв

17 июля – день памяти святого

Трудно не согласиться, что написанная Андреем Рублёвым икона Святой Троицы — символ не только русской, но и мировой христианской культуры. Но вот сведений о жизни ее автора мы имеем совсем немного. Точная дата его рождения неизвестна, предполагают, что это 1360 или ближайшие к нему годы. Не ясно и происхождение родового прозвания, по сути фамилии, которую в то время имели лишь образованные люди из высших слоев общества. Возможно, «Рублёв» происходит от названия инструмента для выделки кожи и, соответственно, иконописец вышел из ремесленнической семьи. Но это лишь предположения.

Первое летописное сообщение об Андрее относится к 1405 году. Тогда расписывали Благовещенский собор в Московском кремле, где и трудился на тот момент уже монах Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Через три года летопись сообщает о росписи Успенского собора во Владимире под руководством Рублёва и инока Даниила — впоследствии он будет известен как Даниил Чёрный. Но даже краткие известия говорят нам об уровне мастерства монаха Андрея, поскольку по именам летопись называла лишь самых значимых иконописцев. Остальные назывались просто «инии». Продолжить чтение

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония: любовь, которая сломала стереотипы

8 июля – день памяти святых

Среди множества святых Русской Церкви есть подвижники, о которых сохранилось совсем мало сведений, но, тем не менее, эти святые стали образцами в подвижнической жизни для будущих поколений христиан. Среди них есть святые благоверные князь Петр и его супруга княгиня Феврония Муромские. Все сведения о них происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских». Это произведение, написанное в середине XVI века иноком Ермолаем Прегрешным, считается одной из вершин литературы того времени. Однако оно не вошло в официальный «канон» житий святых из-за чрезмерной легендарности повествования, но прочно закрепилось в качестве домашней, назидательной литературы. Некоторые исследователи отожествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским  князем Давыдом Юрьевичем и его супругой Ефросинией. Они правили муромским княжеством в первой четверти XIII века. Продолжить чтение