Святой мученик Трифон и особенности русской иконографии

Есть в Москве, на Трифоновской улице, что недалеко от станции метро «Рижская», маленький древний храм, посвящённый святому мученику Трифону. Этот храм приписан к стоящему неподалёку храму иконы Богородицы «Знамение», в котором хранится почитаемая икона святого Трифона с частицами его мощей.

Святой мученик Трифон, память которого чтится в этих храмах, жил в III веке в области Фригия в Малой Азии, в селении Кампсада. Он был сыном селян и помогал им в их труде, а именно — пас гусей. С юных лет в нём проявились духовные дарования. Однажды по его молитве был исцелён отрок, ужаленный ядовитой змеёй; в другой раз он избавил селение от нашествия саранчи, и поэтому в Церкви существует традиция молиться святому Трифону об избавлении от различных вредных насекомых и животных.

Дочь римского императора Гордиана страдала от вселившегося в неё злого духа. Дух заявил, что его никто не сможет изгнать, кроме Трифона. Когда юного чудотворца (было ему тогда всего 16 лет) по императорскому приказу везли в Рим, и он был в трёх днях пути от города, демон вышел из царевны. Император, впрочем, захотел увидеть демона собственными глазами. Проведя шесть дней в посте и молитве, Трифон повелел злому духу явиться, и тот стал видим в образе чёрного пса. Слушаясь Трифона, он признался, что демоны не имеют власти над христианами, но могут мучить тех, кто творит грехи и через них отсекает себя от Бога. После такого события многие язычники уверовали во Христа, а Гордиан, отпустив Трифона на родину, одарил его; но Трифон по дороге раздал дары бедным. Продолжить чтение

Святитель Марк Эфесский: один против целого собора

1 февраля по н. ст. Церковь чтит память свт. Марка Эфесского. Он стал не просто одним из последних византийских богословов, но и настоящим символом борьбы за чистоту православной веры.

Получив прекрасное по тем временам образование и имея от природы пытливый ум, в 25 лет он становится профессором философии. Нам, ныне живущим, можно только подивиться столь раннему признанию. Будучи приближен к императорскому двору, Марк мог сделать прекрасную светскую карьеру. Тем не менее он избирает монашеский путь. Последующие двадцать лет домом для него станут монастырские стены. Однако, несмотря на желание уединенной жизни в обители, будущий святитель все же решает уступить настоятельным просьбам императора Иоанна VIII встать во главе Эфесской кафедры. Так, в 1437 он становится митрополитом Эфесским. Это назначение стало судьбоносным не только для самого Марка и Константинопольской Церкви, но и для всего православного мира. В его лице Православная Церковь получила защитника именно в тот момент, когда чистота православной веры как никогда была под угрозой.

В конце все того же 1437 года новоназначенный митрополит Марк вместе с императором и патриархом в составе делегации православных эпископов отправляется на церковный собор в Италию. Вопреки ожиданиям этот собор растянется на целых два года и войдет в историю под названием Ферраро-Флорентийский собор (по названию городов, в которых происходили заседания). Продолжить чтение

Вестник храма св. ап. и ев. Иоанна Богослова на Бронной № 24. январь 2017 года

Читайте в номере:

  1. Рецепты от матушки Марийки.
  2. Живой язык. Глагол.
  3. Морковка по-корейски (подходит для детей)
  4. Церковь сегодня. Осторожно, ересь! К вопросу о канонизации царя Иоанна Грозного
  5. Православный паломник. «Коронованный храм». Церковь Знамения в Дубровицах.
  6. Добрый медик. Первая помощь при электрических ожогах
  7. Церковный календарь на январь.
  8. Колонка прихожан. Рождественская выпечка
  9. Прошедшие мероприятия в нашем приходе
  10. Анонс мероприятий на январь
  11. Расписание занятий детской воскресной группы на январь
  12. Расписание занятий воскресного лектория для взрослых на январь
  13. Расписание богослужений на январь

Вестник 24. январь 2017 года

Крещение Господне. Зачем безгрешному Спасителю нужно было креститься?

Крещение Иисуса Христа от Иоанна Предтечи в Иордане было событием, с которого началось общественное служение Спасителя. До этого момента Евангелия почти не говорят о Его жизни; Иоанн предварил Его появление своей проповедью о покаянии, совершая крещение в водах Иордана. Это крещение не было тем таинством, которое совершается ныне в Православной Церкви, поскольку Христос тогда еще не совершил Своего дела на земле. «áзъ ýбо крещáю вы́ водóю въ покая́нiе: гряды́й же по мнѣ́ крѣ́плiй менé éсть, емýже нѣ́смь достóинъ сапоги́ понести́: тóй вы́ крести́тъ Дýхомъ святы́мъ и огнéмъ» (Мф. 3:11). Крещение Иоанново сопровождалось исповеданием грехов и означало покаяние, но оно было только начатком и обетованием подлинного отпущения грехов. «Как закон Моисеев служил некоторым приготовлением к будущим благам…, так и крещение Иоанново, относительно к крещению Христову, содержит в себе приготовительную силу» — писал святитель Кирилл Иерусалимский. Продолжить чтение

За сотни лет до Рождества Христова. Пророчества Ветхого Завета о Христе

Сегодня, отмечая праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы поговорим о ветхозаветных пророчествах, касающихся столь долгожданного события не только для еврейского народа, но и для всего мира — рождения Спасителя.

Ветхозаветные пророчества о том, что Мессия родится от девы в Вифлееме:

  • «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
  • «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
  • «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Употребление в этом тексте выражения «Семенем ее» означает, что будущий победитель дьявола родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют «первоевангелием» — первым евангелием, первой благой вестью.

 Ветхозаветные пророчества о времени прихода Мессии:

  • «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (быт. 49:10). Этот текст указывает на то, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей.
  • Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9: 24 – 27). В 9 главе книги пророка Даниила в 25 стихе указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до н. э. Неем. 2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведённые богословами расчёты указывают на 30 марта (10 нисана) 33 года — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.
  • «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Это предсказание пророка Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа, который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии. «Звезда» из текста, по мнению ряда богословов, прообраз Вифлиемской звезды.
  • «Еще раз, и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей (храм) славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего» (Агг. 2:6-7). «Вот муж — имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст Храм Господень, Будет и священником на престоле Своем» (Зах. 6:12). Эти два пророчества свидетельствуют, что Мессия родится во времена существования Второго Храма.

 Ветхозаветные пророчества о том, что Мессия придет на землю и будет иметь реальную человеческую природу:

 «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36—38).

 

Диакон Сергей Шилов (преподаватель Николо-Угрешской православной духовной семинарии)

Опубликовано в Вестнике 24. январь 2017 года